О праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ гражданина П. за периоды работы мастером строительно-монтажных работ по Списку № 2, продолжительностью 1 год 6 месяцев, с учетом службы в Федеральной противопожарной службе, продолжительностью 11 лет.
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предоставляется мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку № 2) не менее 12 лет 6 месяцев, имеют страховой стаж не менее 25 лет, а также требуемую величину индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. При наличии стажа работы по Списку № 2 не менее 6 лет 3 месяцев досрочная пенсия назначается мужчинам по достижении возраста 58 лет.
При этом стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, определяется в соответствии с постановлением № 665 и Правилами № 516, которыми не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов службы (исключение — периоды прохождения военной службы, предусмотренной пунктом 3(2) постановления№ 665 ).
Имеющаяся у гражданина П. продолжительность стажа работы по Списку № 2– 1 год 6 месяцев не дает право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ.
С учетом представленной гражданином П. информации служба в федеральной противопожарной службе, продолжительностью 11 лет (т.е. в статусе военнослужащего), не дает права на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
Правовых оснований для суммирования работы по Списку № 2 с продолжительностью его службы в целях определения права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом
№ 400-ФЗ не имеется.
Ссылка гражданина П. на положения статьи 38 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не обоснована, поскольку данная статья не предусматривает возможность включения периода службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Что касается положений данной статьи о включении периодов службы в федеральной противопожарной службе в стаж работы по специальности, то они означают, что 11-летний период службы гражданина П. в федеральной противопожарной службе засчитывается в стаж по определенной квалификации (специальности), которая дает возможность гражданину в последующем претендовать на соответствующие должности (профессии) в определенных видах профессиональной деятельности.
В случае доработки гражданином П. стажа работы, предусмотренной Списком № 2, суммарной продолжительностью не менее 6 лет 3 месяцев, он может формировать право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, о достижении возраста 58 лет. При этом период службы в федеральной противопожарной службе подлежит включению в страховой стаж в соответствии со статьей 12 Федерального закона № 400-ФЗ.
(письмо Центрального аппарата СФР от 17.07.2024 № 25-14/32453 в адрес Минтруда России).