О праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ на основании пункта 6 Правил № 781 медицинских работников структурных подразделений (фельдшерский здравпункт, врачебный здравпункт, группа медицинского обеспечения) филиалов ООО «Газпром» .
Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ медицинским работникам организаций, которые не являются учреждениями здравоохранения, поименованными в Списке № 781, предоставляется на основании пункта 6 Правил № 781, при наличии определенных структурных подразделений, перечисленных в указанном пункте, в том числе в группах медицинского обеспечения, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и других .
При этом поименованные в абзаце пятом пункта 6 Правил № 781 группы специализированной медицинской помощи, группы медицинского обеспечения, медицинские службы, медицинские группы, военно-медицинские службы согласно нормативному правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в том числе ранее действовавшему, организуются для медицинского обеспечения в учреждениях и органах системы Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии, в учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и др., что отражено в содержании рассматриваемой нормы Правил, которая включает структурные подразделения не только организаций, но и воинских частей, военных округов, флота.
При соотнесении структурных подразделений иных организаций со структурными подразделениями, предусмотренными пунктом 6 Правил № 781, учитывается, что деятельность таких структурных подразделений в силу положений законодательства в сфере здравоохранения должна соответствовать установленным требованиям порядков и стандартов оказания медицинской помощи, исходя из вида медицинской помощи, которая оказывается в таких структурных подразделениях, а также условий ее оказания .
В соответствии с ранее действовавшим нормативным правовым регулированием врачебные и фельдшерские здравпункты могли быть организованы на предприятиях с различными формами собственности и являться структурными подразделениями предприятия (учреждения, организации). Врачебный и фельдшерский здравпункты подлежали лицензированию и аккредитации на общих основаниях и в установленном порядке. Основной задачей врачебного здравпункта являлось проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности, инвалидности трудящихся и учащихся, оказание первой врачебной помощи при внезапных заболеваниях, травмах, острых отравлениях. Врачебный здравпункт возглавлял врач, которому непосредственно подчинялся средний медицинский персонал. Основной задачей фельдшерского здравпункта являлось оказание первичной доврачебной помощи рабочим, служащим и учащимся, участие в проведении профилактических мероприятий). Фельдшерский здравпункт возглавлял заведующий здравпунктом – фельдшер или медицинская сестра.
Согласно действующему в сфере здравоохранения законодательству врачебный здравпункт создается в виде структурного подразделения организации, осуществляющей наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность. Основными функциями врачебного здравпункта являются: оказание первичной медико-санитарной помощи до приезда бригады скорой медицинской помощи; экспертиза временной нетрудоспособности; организация направления по медицинским показаниям работников, обратившихся за медицинской помощью, на консультацию к врачам-специалистам; проведение мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности, травматизма, профессиональных заболеваний и профессиональных отравлений, улучшению санитарно-гигиенических условий труда работников организации. Руководство здравпунктом осуществляет заведующий здравпунктом – врач-терапевт. Фельдшерский здравпункт является структурным подразделением медицинской организации и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах с малой численностью населения и (или) находящихся на значительном удалении от медицинских организаций, либо при наличии водных, горных и иных преград, а также в случае преимущественного проживания в них лиц старше трудоспособного возраста. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются: диагностика и лечение неосложненных острых, обострений хронических заболеваний и других состояний, травм, отравлений; осуществление профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний; экспертиза временной нетрудоспособности.
В числе должностей руководителей структурных подразделений медицинских организаций, иных организаций, предусмотрены должности: заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации; заведующий здравпунктом – фельдшер (медицинская сестра) , наименование которой содержит указание на выполнение наряду с обязанностями руководителя соответствующего структурного подразделения должностных обязанностей по должности фельдшера (медицинской сестры) в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения .
Кроме того, действующими нормами отраслевого законодательства не предусмотрено создание фельдшерского здравпункта в качестве структурного подразделения иной (не медицинской) организации для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи контингенту, не предусмотренному Положением № 543н.
Учитывая изложенное, медицинские работники рассматриваемых структурных подразделений филиалов Общества не могут пользоваться правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.