Гражданин обратился с заявлением об установлении страховой пенсии по случаю потери кормильца за умершую в 2009 году супругу, которая на дату смерти являлась получателем страховой пенсии. Супруг на дату обращения является получателем страховой пенсии по старости, на дату смерти супруги осуществлял трудовую деятельность, не являлся инвалидом и не находился на ее иждивении.
Согласно положениям части 1 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). При этом к числу нетрудоспособных членов семьи отнесены в том числе супруг (супруга) умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону № 400-ФЗ) либо являются инвалидами (пункт 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ).
Таким образом, одним из условий установления страховой пенсии по случаю потери кормильца из числа нетрудоспособных членов семьи, указанных в пункте 3 части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, является нахождение на иждивении умершего супруга (супруги) — кормильца.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Вместе с тем нетрудоспособный супруг (супруга) умершего кормильца, не состоявший на его иждивении, имеет право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, если он независимо от времени, прошедшего после его смерти, утратил (ла) источник средств к существованию (часть 5 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ).
При этом право на страховую пенсию по случаю потери кормильца лицам, указанным в части 5 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, не ставится в зависимость от факта нахождения их в нетрудоспособном состоянии на дату смерти кормильца.
Согласно пункту 103 Перечня № 538н, утрата источника средств к существованию подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета о неосуществлении (прекращении) работы и (или) иной деятельности, сведениями, содержащимися в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», сведениями СФР о неполучении пенсии и иных выплат, а также иными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в случае если факт утраты источника средств к существованию супругом (супругой) умершего кормильца, не состоявшим на его иждивении, не осуществляющим трудовую и иную деятельность и не получающим пенсию и иные выплаты (в т. ч. меры социальной поддержки), установлен на основании сведений, имеющихся в информационных ресурсах СФР и ЕЦП, то ему (ей) может быть назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца Вместе с тем следует отметить, что в случае получения гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, мер социальной поддержки, при рассмотрении вопроса об утрате (не утрате) источника средств к существованию сопоставляется общая сумма указанных мер социальной поддержки с прожиточным минимумом в субъекте Российской Федерации, в котором этому гражданину осуществляется выплата пенсии, с учетом того, что прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации является показателем для оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ, а также для предоставления мер социальной поддержки малоимущим гражданам.
Принимая во внимание изложенное, получение нетрудоспособным членом семьи мер социальной поддержки, сведения о которых имеются в информационных ресурсах СФР и ЕЦП, не может служить препятствием для признания факта утраты им источника средств к существованию, если общая сумма получаемых мер социальной поддержки менее прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации.
Применительно к приведенной ситуации это означает, что если в информационных ресурсах СФР и ЕЦП содержатся сведения о получении нетрудоспособным членом семьи мер социальной поддержки, факт утраты источника средств к существованию может быть установлен, если общая сумма мер социальной поддержки (например, ЕДВ и ежемесячная компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг) менее прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации.