В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на досрочное пенсионное обеспечение приобрели лица, имеющие страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины). Указанным лицам страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 названной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции Федерального закона № 419-ФЗ[1]) в целях определения права на указанную страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ.
Понятия «военная служба по призыву» и «военная служба по контракту» впервые введены Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г.
№ 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе», в ранее действовавшем законодательстве применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава – «действительная военная служба».
Так, согласно статье 66 Закона СССР от 12 октября 1967 г. «О всеобщей воинской обязанности» (действовавшего до 01.03.1993) лица офицерского состава запаса могли быть определены по призыву на два-три года на действительную военную службу для использования на офицерских должностях.
При этом пунктом 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» (действовавшего до вступления в силу Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих») было предусмотрено, что офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравнивались к офицерам, проходящим военную службу по контракту.
Из смысла приведенных норм следует, что военная служба по призыву в воинском звании офицера считается военной службой по контракту. Учитывая изложенное, отсутствуют правовые основания для зачета в страховой стаж периода военной службы по призыву в воинском звании офицера в целях приобретения права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».